Не зря Австралию называют страной автопоездов, ведь именно там они и проявили себя во всей своей красе. Современные австралийские дорожные поезда (Рис. №1), которые на наших дорогах даже и не встречаются, часто используются для перевозки сыпучих и жидких, габаритных и крупногабаритных грузов на большие расстояния по территории пустыни, где редко попадается легковой транспорт. Иногда их можно встретить и на городских трассах.
«Когда я впервые повстречал дорожный поезд на дороге, то я не знал, как его обогнать… машина у меня не очень динамичная (Citroen C4), к тому же от этого автопоезда идет такая воздушная волна… Я думал, что поломаю руль своего авто, держа его на обгоне. Машину постоянно сносит то вправо, то влево и она просто не едет против такого сильного ветра!», – рассказывает Колин О’Флаверти, один из многих туристов, которого впечатлило австралийское достижение.
Дорожный поезд – самый длинный грузовик в мире
Для далекой австралийской глубинки инженеры придумали нечто среднее между поездом и грузовиком. К тягачу с трейлером (а это — около 11 метров, да еще груженных коровами и овцами) прицепляют «собаку» — так называется второй трейлер. И, что интересно, таких «собак» может быть до 6 штук!
К слову, самый длинный дорожный поезд (Рис. №2) работает в австралийских карьерах. Он может перевозить до 200 тонн сыпучих грузов (руды, щебня, песка). При этом длина этого автопоезда составляет 55 метров, а сердцем этого «монстра» является дизельный мотор с мощностью в 550 л. с. Максимальная скорость самого длинного автопоезда в мире – 65 км/час.
Автопоезда в Украине
В Украине негабаритные перевозки автотранспортом без использования автопоездов даже тяжело себе представить. Правда, наши автопоезда значительно отличаются от дорожных поездов в Австралии. У нас автопоездом принято называть удлиненные низкорамные платформы для перевозки длинномерных грузов, таких как балки, трубы для нефтегазовой промышленности и т. п.
Автопоезда с низкорамной платформой бывают разных видов и типов:
- тралы с передним заездом или аппарелями используются для перевозки гусеничной и колесной строительной и сельскохозяйственной техники (негабарит по ширине/высоте): комбайнов, тракторов, экскаваторов, бульдозеров и др., а также военной техники (танков, передвижных ракетных установок);
- полуприцепы с раздвижной платформой используются для перевозки крупногабаритных и длинномерных грузов (негабарит по длине), в частности цилиндрической формы (трубопроводов, паровых котлов);
- модульные платформы многоцелевого назначения (автопоезда-тяжеловозы) с торцевым и боковым соединением модулей используются для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (негабарит по всем параметрам: по длине, высоте, ширине и весу, так сказать, всем негабаритам негабарит). Вес таких негабаритов может достигать несколько сотен тонн (трансформаторы, спектрометры, мостовые железобетонные пролеты).
Несмотря на то, что автопоезда для перевозки негабаритных грузов в Украине крайне отличаются от дорожных поездов в Австралии, значение этой техники сложно переоценить, точно также как и любой другой техники или оборудования, которое служит во благо всего человечества.